Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана


СЫНДАРЛЫ ҚОҒАМДЫҚ ДИАЛОГ –ҚАЗАҚСТАННЫҢ ТҰРАҚТЫЛЫҒЫ МЕН ӨРКЕНДЕУІНІҢ НЕГІЗІ
Құрметті отандастар!
Құрметті депутаттар, үкімет мүшелері!
Баршаңызды жаңа парламенттік маусымның басталуымен құттықтаймын!
Біз еліміздің жаңа тарихындағы маңызды белеске жақындап келеміз.
Отыз жылға жуық уақыт бұрын халқымыз өзінің Тәуелсіздігін жариялап, бабаларымыздың ғасырлар бойы аңсаған арманын орындады.
Осы уақыт ішінде Қазақстанның Тұңғыш Президенті – Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың басшылығымен еліміз әлемдегі беделдІ әрі орнықты мемлекетке айналды.
Баянды бірлігіміздің арқасында тәуелсіздігімізді нығайтып, халқымыздың жағдайын жақсартуға жол аштық.
Бұл жасампаздық пен ілгерілеу, бейбітшілік пен келісім кезеңі болды.
Еліміздің даму жолын бүкіл әлем мойындап, қазақстандық, яғни  Назарбаев моделі деп атады.
Қазір бізге Тәуелсіздіктің жетістіктерін еселеп, елімізді дамудың жаңа сапалы кезеңіне шығару мүмкіндігі беріліп отыр.
Біз бұған Елбасы саясатының сабақтастығын сақтап, жүйелі реформалар жүргізу арқылы қол жеткізе аламыз.
Өздеріңізге белгілі, осының бәрі менің сайлау алдындағы бағдарламамның негізі болды.
Қазір мемлекеттік органдар оны жүзеге асыру үшін тиісті жұмыстар жүргізуде.
Мен халыққа берген уәделерімді міндетті түрде орындаймын.
 
В нашей работе следует исходить из необходимости полной реализации 5 институциональных реформ и Плана Цивилизации, разработанных Елбасы. Следует возобновить работу сделанной им Государственной комиссии по модернизации.
Также желаю высказать свои суждения по реализации наших общих задач, а конкретно, моей предвыборной платформы.
 
І. СОВРЕМЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.
Обещанная мной политическая трансформация будет поэтапно и неприклонно осуществляться с учетом интересов нашей страны и народа.
Мировой опыт свидетельствует о том, что взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности.
Поэтому мы будем внедрять политические реформы без «забегания вперед», но попеременно, настойчиво и продуманно. Наш базисный принцип: удачные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны.
«Сильнй Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Это еще не свершившийся факт, а цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами.
Эта формула политической системы является основой стабильности страны.
Наша общая цель – воплотить в жизнь теорию «Слышащего страны», которое оперативно реагирует на все конструктивные запросы людей. Только способом постоянного диалога власти и общества можно выстроить гармоническое правительство, встроенное в контекст современной геополитики.
Необходимо поддерживать и крепить общество, агитировать его в обсуждение  актуальных общегосударственных задач с целью их решения.
Непосредственно для этого спроектирован презентабельный по составу Государственный Совет публичного довериякоторый будет работать по ротационному принципу.
В скором времени  всем нам предстоит выполнить такие меры.
1-ое. Продолжить процесс партийного строительства.
Партия «Nur Otan», благодаря нашему Фавориту и ее Председателю Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, попеременно следует нелегкой и ответственной цели ведущей политической силы страны.
Мы должны сотрудничать и с иными политическими партиями и движениями, проводящими конструктивную политику на благо общества.
Главные трудности, волнующие наше общество, должны подлежать дискуссии и иметь своё решение непосредственно в Парламенте и в рамках штатского диалога, но не на улицах.
Депутаты могут и должны пользоваться своими законными правами, в том числе направляя запросы в Правительство по животрепещущим дилеммам и требуя от него принятия определенных мер.
В то же время дела меж законодательной и исполнительной властями должны быть взаимоуважительными, деловыми, без искусственной конфронтации.
Как Глава страны, вижу свою цель в том, чтобы содействовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма воззрений в стране.
Это принципно для стабильности политической системы в предстоящей перспективе.
Предстоящие выборы в Мажилис Парламента и маслихаты должны способствовать предстоящему развитию многопартийной системы в стране.
2-ое. Эффективная оборотная связь с жителями страны.
Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными ценностями в деятельности муниципальных органов.
В Администрации Президента спроектирован отдел, который будет глядеть за качеством рассмотрения госорганами воззваний людей, принимать по ним оперативные меры.
Нередко люди должны обращаться к Президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах.
Неоднократные жалобы на несправедливость решений в определенной сфере означают системные задачи в определенном госоргане или регионе. На данный момент к этому следует относиться так, и принимать соответствующие решения.
С целью роста эффективности работы госслужащих нужно привлечь в их ряды молодые кадры.
В то же время, начиная с 2020 года мы приступим к постепенному сокращению численности муниципальных служащих, а высвободившиеся средства направим на стимулирование наиболее подходящих работников.
К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует уменьшить на 25 процентов.
3. Улучшение законодательства о митингах.
Согласно Конституции наши граждане имеют право вольного волеизъявления.
Если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя людей, то нужно идти навстречу и в установленном законом порядке давать разрешения на их проведение, выделять для этого особенные места. При всем этом, не на окраинах городов.
Но любые призывы к неконституционным действиям, разбойнические акции будут пресекаться в рамках закона.
Төртінші. Қоғамдық келісімді нығайту.
Әлеуметтік және этникалық топтар арасындағы келісім – бүкіл қоғамның бірлескен еңбегінің нәтижесі.
Осыған орай, саяси үрдістерді саралап, бірлігімізді нығайта түсу үшін нақты шаралар қабылдау керек.
Қазақ халқының мемлекет құраушы ұлт ретіндегі рөлін бекемдеп, этносаралық татулық пен дінаралық түсіністікті қалыптастыра беруіміз қажет.
Біздің ұстанымымыз: Ел бірлігі – оның әралуандығында!
Единство цивилизации в ее обилии!
Еліміздегі этникалық топтардың тілі мен мәдениетін дамытуға жағдай жасай береміз.
Қазақ тілінің мемлекеттік тіл ретіндегі рөлі күшейіп, ұлтаралық қатынас тіліне айналатын кезеңі келеді деп есептеймін.
Бірақ мұндай дәрежеге жету үшін бәріміз даңғаза жасамай, жұмыла жұмыс жүргізуіміз керек.
Сондай-ақ, тіл үлкен саясаттың құралы екенін де ұмытпаған жөн.
Белсенді азаматтық қоғам құру үшін үкіметтік емес ұйымдардың беделін арттыру қажет деп санаймын.
Сондықтан, жақын арада Азаматтық қоғамды дамытудың 2025 жылға дейінгі тұжырымдамасын әзірлеп, қабылдауымыз керек.
Келер жылы аталып өтетін  маңызды мерейтойлар мен елеулі оқиғаларға дайындық жұмыстары басталды.
Ендігі жылы бәріміз әл-Фарабидің 1150 жылдық, Абай Құнанбайұлының 175 жылдық мерейтойларын атап өтеміз.
Мерейтой барысында ысырапшылдыққа жол бермей, ғұлама тұлғаларымыздың еңбектерін халық арасында дәріптеуіміз керек.
Сондай-ақ, ең маңызды мерекеге – Тәуелсіздіктің отыз жылдығына байланысты тиісті іс-шараларды іске асыруымыз қажет.
Ел өміріндегі осындай елеулі оқиғалар жас ұрпақты нағыз отаншылдыққа тәрбиелеуге жол ашады деп сенемін.
 
II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН.
Основным фактором усиления защиты прав людей и их сохранности являются  реформы судебной и правоохранительной систем.
Необходимо выполнить ряд грозных мер по улучшению свойства судебных решений.
Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Но следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики.
В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане нередко находятся в неравных ситуациях. Их способности несоизмеримы с ресурсами госаппарата.
Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу.
Впредь при разрешении споров трибунал будет вправе инициировать сбор доп доказательств, ответственность за сбор которых, ляжет на городской орган, а не на гражданина или бизнес.
Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу людей.
Желаю также выделить на последующий принципный вопросец.
Мы отошли от излишних репрессивных мер и жесткой карательной практики правосудия. Но в стране все еще происходит огромное количество тяжких злодеяний.
Мы увлеклись гуманизацией законодательства, при всем этом упустив из виду основополагающие права людей.
Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексапильное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против лиц дамского пола и другие тяжкие злодеяния против личности, в индивидуальности против деток. Это мое поручение Парламенту и Правительству.
Недавнешний катастрофический инцидент вскрыл и делему браконьерства, как опаснейшей формы организованной преступности.
Браконьеры экипированы, вооружены, чувствуют свою безнаказанность. Только в этом году от их рук погибли два инспектора по охране звериного мира.
Не так издавна была пресечена преступная деятельность банды браконьеров на озере Маркаколь в Восточно-Казахстанской области.
Это только единичные случаи, но браконьерство пустило глубочайшие корешки, в том числе при попустительстве правоохранительных органов. Браконьеры люто уничтожают природу – наше национальное богатство.
Поручаю Правительству в течение 2-ух месяцев принять безотлагательные меры по ужесточению соответствующего законодательства.
С повестки нынешнего денька не сходит неувязка системной борьбы с коррупцией.
Необходимо возвратить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов центральных и местных органов с ролью экспертных лиц и общественности.
Следует законодательно и нормативно регламентировать ответственность первого управляющего ведомства, в каком нашли коррупционное грех.
Необходимо также предвидеть строгую ответственность служащих самих антикоррупционных органов за незаконные методы работы и провокационные деяния. Им не обязано быть места в следственной практике.
Принцип презумпции невиновности должен соблюдаться в полном объеме.
Одной из самых проблемных задач остается полная реформа правоохранительной системы.
Образ правоохранительных органов, как силового инструмента страны будет умеренно уходить в прошедшее, она станет органом по оказанию услуг гражданам для обеспечения их сохранности.
На первом шаге необходимо до конца 2020 года реорганизовать работу Комитета административной правоохранительных органов.
Эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы.
На реформу МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности) (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве государств, обычно, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения публичной сохранности) будет ориентировано 173 млрд тенге в течение 3-х следующих лет.
Эти средства пойдут на повышение заработной платы, аренду жилья, создание современных фронт-офисов правоохранительных органов по принципу ЦОНов.
Особенное внимание будет обращено на вопросцы защиты людей от природных явлений и техногенных аварий, которые, к огорчению, стали частым явлением не только лишь только в нашей стране, ну и во всем мире.
В данной сфере должны работать проф кадры.
Поручаю Правительству повысить оклады служащих штатской защиты в рамках средств, выделяемых на реформу МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности), и навести на эти цели порядка 40 млрд тенге.
Перед нами стоит цеь формирования боеспособной армии на базе новейшей концепции.
Инциденты в Арыси проявили, что в Вооруженных Силах накопились серьёзные трудности.
Нужно, в конце концов, упорядочить все военные расходы, укрепить финансовую и общую дисциплину в армии. В то же время следует наращивать престиж военной службы, вещественное оснащение вооруженных сил.
Укомплектованная мастерски приготовленными, преданными Родине офицерскими кадрами и военнослужащими, наша армия должна быть готова к отражению угроз сохранности страны в современных геополитических реалиях.
 
IIIҚАРҚЫНДЫ ДАМЫҒАН ЖӘНЕ ИНКЛЮЗИВТІ ЭКОНОМИКА.
Қазақстан экономикасы жаһандық сипаттағы қиындықтарға қарамастан алға ілгерілеп келеді.
Жыл басынан бері оның өсімі орташа әлемдік көрсеткіштен жоғары болды.
Егер қажетті құрылымдық өзгерістерді жүзеге асырсақ, 2025 жылға қарай ішкі жалпы өнімнің жыл сайынғы тұрақты өсімін 5 пайызға және одан да жоғары деңгейге жеткізуге болады.
Экономиканың дамуына тың серпін беру үшін Үкімет пен Президент Әкімшілігі отандық және шетелдік сарапшылардың барлық жұмыстарын мұқият саралауы қажет.
Елбасы ұсынған 2050 жылға дейінгі ұзақ мерзімді даму стратегиясына және Ұлт Жоспарына сәйкес бірқатар құрылымдық міндеттерді іске асыруымыз керек.
Бірінші. Шикізатқа байланған менталитеттен бас тартып, экономиканы әртараптандыру.
«Білім экономикасы», еңбек өнімділігін арттыру, инновацияны дамыту, жасанды интеллекті жаһандық дамудың негізгі факторларына айналды.
Индустрияландырудың үшінші бесжылдығын жүргізу барысында бұрын жіберілген қателіктер мен олқылықтарды ескеруіміз керек.
Бұл мәселелер бойынша менің барлық тапсырмаларымды, ескертпелерімді Үкімет толық орындауға міндетті.
Еңбек өнімділігінің нақты өсімін кем дегенде 1,7 есеге арттыруымыз керек.
Елімізді өңірдегі көшбасшы ретінде танытып, Орталық Азиядағы беделімізді арттыру – стратегиялық міндет.
Бұл – Елбасы айқындаған саяси бағыт-бағдарымыз.
2-ое. Повышение отдачи от квазигосударственного сектора.
Наши муниципальные компании стали в громоздкими конгломератами, международная конкурентоспособность которых вызывает сомнения.
В целях сокращения неоправданного присутствия страны в экономике мною было принято решение о внедрении моратория на создание квазигоскомпаний.
Нам нужно осознать, каковой реальный вклад Фонда муниципального благосостояния в рост благосостояния народа за прошедшие 14 лет с момента возникновения Фонда.
Правительство вместе со Счетным комитетом в трёхмесячный срок должны провести анализ эффективности муниципальных холдингов и нацкомпаний.
Квазигосударственные компании нередко конкурируют меж собой на одном поле. В сфере жилищной политики, например, сходу работают 7 муниципальных операторов, и это только на центральном уровне!
Количество городских компаний можно и нужно уменьшить.
При всем этом следует подступать к деятельности госкомпаний, работающих в стратегических секторах.
Контроль страны над ними должен сохраниться. В другом случае, заместо городских монополистов мы получим личных монополистов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Правительству необходимо системно и предметно заниматься вопросцами ценообразования и тарифов. Это касается и товаров и услуг естественных монополистовНе секрет, что цены в нашей стране весьма высочайшие – от товаров питания и одежки до цены различных услуг.
Например, вызывает вопросцы, почему авиабилеты основного авиаперевозчика по пользующимся популярностью маршрутам намного дороже, время от времени до 30%, чем в Европе?! Чем обоснована сопоставимо высочайшая стоимость услуг наших аэропортов?
Почему стоимость авиатоплива для забугорных перевозчиков в казахстанских аэропортах выше, чем для российских?
В итоге авиационная ветвь Казахстана теряет свою международную конкурентоспособность, снижается транзитный потенциал страны.
При попустительстве профильного министерства, ведомств сотворен искусственный недочет билетов в жд пассажирских перевозках.
Необходимо срочно навести порядок в этих сферах.
Наша цель – обеспечить истинное развитие рыночных институтов и устройств при стабилизирующей роли страны.
Также не надо забывать и о «экономике обычных вещей». Это приоритетное направление нашей работы.
Үшінші. Тиімді шағын және орта бизнес – қала мен ауылды дамытудың берік негізі.
Шағын, әсіресе, микробизнес еліміздің әлеуметтік-экономикалық және саяси өмірінде маңызды рөл атқарады.
Атап айтқанда, ең алдымен ауыл тұрғындарына тұрақты жұмыс береді, жұмыссыздықты азайтады. Сонымен қатар, салық базасын құрап, жергілікті бюджетті нығайтады.
Сондай-ақ, жаппай кәсіпкерлікті дамыту санаға сіңген патерналистік пиғыл мен масылдықтан арылуға мүмкіндік береді.
Сондықтан мемлекет алдағы уақытта да бизнеске қолдау көрсете береді.
Бұл мақсатқа Ұлттық қордан 100 миллиардов теңгеге жуық қаржы бөлінді.
Бірақ сарапшылардың пікірінше, қаржылай қолдаудың игілігін жергілікті билікпен байланысы бар шаруашылықтар ғана көріп отыр.
Шын мәнісінде, жаңа жобалар бойынша компаниялар құрылып, жұмыс орындары ашылуы керек еді.
Бұл «қарапайым заттардың экономикасына» тікелей байланысты.
Бірақ, жергілікті әкімдер ұйымдастыру жұмыстарын талапқа сай орындамаған.
Соның салдарынан салық және зейнетақы төлемдерін арттырып, жергілікті бюджетті нығайтуға жағдай жасалып отырған жоқ.
Осыған орай, Есеп комитетіне және Қаржы министрлігіне қаражаттың жұмсалуын қатаң бақылауға алуды тапсырамын.
Елімізде кәсіпкерлікті дамытудың үлгі боларлық мысалдары жеткілікті. Біз шағын кәсіпкерлікті бүкіл қоғам болып қолдауымыз керек.
Поручаю Правительству сделать законодательную базу освобождения компаний микро и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года.
Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года.
С января 2020 года вступит в силу мое решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса.
Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед юзерами и гражданами. В период деяния моратория необходимо активизировать инструменты саморегулированияобщественного контроля.
В вариантах нарушения субъектами бизнеса предписанных норм и правил, в индивидуальности, в санитарно-эпидемиологической сфере, такие компании будут запираться, их главы и обладатели– привлекаться к ответственности.
Так образом, мы планируем понизить нагрузку на бизнес.
В то же время он как и раньше наталкивается на многочисленные трудности, связанные с действиями правоохранительных и контролирующих органов.
Участились случаи рейдерства в отношении МСБ.
Моя позиция по этому вопросцу известна: любые деяния, направленные напрепятствование развития бизнеса, в индивидуальности малого и среднего, должны рассматриваться как злодеяния против страны.
В данной связи нужны доп меры законодательного нрава. Парламент и Правительство должны предложить решение данной задачки.
В то же время необходимо усилить противодействие теневой экономике, ужесточить борьбу с выводом капиталов, уходом от уплаты налогов.
Систему гос валютной поддержки МСБ нужно «перезагрузить», отдавая ценность современным проектам.
Поручаю Правительству в рамках новейшей «Дорожной карты бизнеса» выделить на эти цели добавочно 250 млрд тенге в предстоящие три года.
Нужно активно внедрять современные формы поддержки бизнеса с упором на социальные аспекты – создание семейных бизнесов, поначалу для многодетных и малообеспеченных семей.
Следует навести особое внимание и на развитие туризма, в индивидуальности эко- и этнотуризма, как на важную сферу экономики.
750-летие Золотой Орды нужно отметить исходя из убеждений вербования внимания туристов к нашей истории, культуре, природе.
Для развития туризма принципно обеспечить стройку подходящей инфраструктуры, поначалу дорог, также готовить обученных экспертов.
4-ое. Поддержка муниципального бизнеса на международных рынках.
Предстоит решительно повысить эффективность господдержки компаний, работающих на экспорт.
Я говорю  о среднем бизнесе.
У нас отсутствуют действующие меры гос поддержки непосредственно этого сектора предпринимателей. До этого всего, в области сбыта продукции. Нужно поддержать наш МСБ.
Поручаю Правительству в рамках Госпрограммы индустриально-инновационного развития сделать комплекс мер по поддержке высокопроизводительного среднего бизнеса, включая налоговое, финансовое, административное стимулирование.
Необходимо серьезно активизировать работу по вербованию прямых забугорных инвестиций, без которых резервы грядущего роста экономики будут ограничены. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти.
В рамках Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года для каждой отрасли и региона установлены соответствующие целевые свойства.
Их достижение – ровная ответственность управляющих госорганов, в индивидуальности, акимов регионов.
Казахстан брал курс на развитие цифровой экономики.
Здесь предстоит большая работа. Наша цель – усилить лидерство в регионе по уровню развития инфокоммуникационной инфраструктуры.
Правительству предстоит адаптировать законодательство под современные технологические явления: 5G, «Умные городка», огромные данные, блокчейн, цифровые активы, совреиенные  цифровые валютные инструменты.
Казахстан должен стать брендом в качестве открытой юрисдикции для технологического партнерства, строительства и размещения дата-центров, развития транзита данных, роли в глобальном рынке цифровых услуг.
Правительству следует продолжать оказывать содействие деятельности Интернационального денежного центра, который, по-сути, заполучил Конституционный статус. Интернациональный денежный центр «Астана» мог бы стать платформой для развития новейших цифровых технологий совместно с Назарбаев Институтом.
5-ое. Развитый агропромышленный комплекс.
Сельское хозяйство – наш основной ресурс, но он употребляется мало.
Мы имеем большенный потенциал для производства органической и экологической продукции, подходящей в стране и за рубежом.
Мы должны поэтапно прирастить количество орошаемых земель до 3 млн. гектар к 2030 году.
Это дозволит обеспечить рост размера сельхозпродукции в 4,5 раза.
Министерствам торговли и интеграции, сельского хозяйства следует решительно поддержать фермеров со сбытом их продукции на наружных рынках.
Соответствующее поручение Правительство уже имеет. Это приоритетная цель.
Нужно отходить от сырьевой направленности экспорта сельхозпродукции, которая добилась 70%, в то время как перерабатывающие компании загружены всего на 40%.
Актуальной задачей является вербование в сельское хозяйство забугорных инвесторов. Переговоры уже ведутся, Правительству нужно добиться определенных результатов.
Жұртшылықты толғандырып жүрген жер мәселесіне арнайы тоқталғым келеді.
Мемлекет басшысы ретінде тағы да мәлімдеймін: жеріміз шетелдіктерге сатылмайды. Оған жол берілмейді.
Бұл мәселе бойынша қауесет таратуды доғару керек. Бірақ жерді тиімді пайдалануды қамтамасыз ету – біздің міндетіміз.
Неувязка неэффективного использования земляных ресурсов становится все актуальней.
Положение утежеляется низким уровнем прямых налогов на землю.
Практически все из тех, кто получил безвозмездно от страны право аренды на землю, держат ее впрок, не работая на ней. В стране сложился целый слой так называемых «латифундистов». Они ведут себя как «собака на сене».
Пора приступить к изъятию неиспользуемых сельхозземель.
Земля – наше общее богатство и должна принадлежать тем, кто на ней работает.
Правительству и Парламенту следует предложить соответствующие механизмы.
Принципиально, что без решения данной нам задачи уже нереально высококачественное развитие российского АПК.
На данный момент увеличение производства мяса упирается не столько в вопросец маточного поголовья, сколько в делему нехватки у фермеров земли для выкармливания кормовых культур. Обеспеченность кормами составляет меньше 60%.
Повышение продуктивности сельского хозяйства нереально без организации соответственных критерий для высококачественной жизни на селе.
Мы продолжим реализацию специального проекта Елбасы «Ауыл – Ел Бесігі».
Нам предстоит решить весьма непростую задачку содержания маленьких населенных пт. Разработаны региональные образцы, которые на данный момент следует ввести в наиболее чем 3-х тыщах опорных и спутниковых сельских популяциях.
Поручаю Правительству навести на реализацию «Ауыл – Ел Бесігі» 90 млрд тенге в престоящие три года дополнительно к 30 млрд тенге, выделенным в этом году.
Эти средства пойдут как на решение инфраструктурных задач – транспорт, водоснабжение, газификация, так и на ремонт и стройку школ, больниц, спортивных площадок.
Расходование данных средств должно быть на суровом контроле всех госорганов.
Шестое. Справедливое налогообложение и разумное финансовое регулирование.
Несмотря на рост ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства) (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных продуктов и услуг, другими словами созданных для конкретного потребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на местности страны) и доходов населения, имущественное расслоение снутри казахстанского общества сохраняется и даже усиливается.
Это тревожный фактор, требующий к особого внимания.
Считаю, что необходимо модернизировать налоговую систему с фокусом на самое справедливое распределение муниципального дохода.
Правительство должно направить внимание и на растущий размер соц отчислений.
С одной стороны, эти сборы обеспечивают стабильность социальной и пенсионной систем.
Но есть угрозы, что работодатели утратят стимулы к созданию рабочих мест и повышению заработной платы. Бизнес будет уходить в тень.
Поэтому поручаю Правительству отложить введение доп пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года. Позже вернемся к этому вопросцу.
За это время Правительство, представители бизнеса и спецы должны просчитать варианты и прийти к согласованному решению с учетом интересов как будущих старых людей, так и работодателей.
Правительство должно наложить запрет на все выплаты, сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом. Это, по сути, доп налоги.
Отдельная неувязка – повышение свойства текущей налоговой системы.
Она должна провоцировать компании инвестировать в человечий капитал, в повышение производительности труда, техническое перевооружение, экспорт.
Следует вводить безналичные платежи, устранив сдерживающий фактор – высшую комиссию банков. Для этого необходимо активно развивать небанковские платежные системы с соответствующими правилами регулирования. При тривиальной простоте и привлекательности данного сектора он не должен превратиться в канал по отмыванию средств и вывода капитала из страны. Национальному банку следует создать работающий контроль в данной для нас сфере.
Следующий вопросец. Для поддержки экспорта несырьевой продукции предстоит рассмотреть делему внедрения обыденных и стремительных процедур возврата НДС.
Один из самых огромных заморочек нашей экономики – малый размер ее кредитования. За крайние 5 лет общий размер кредитования юридических лиц, также малого и среднего бизнеса сократился больше чем на 13%.
Банки второго уровня ссылаются на недочет добротных заемщиков и закладывают излишние опасности в стоимость кредитных средств.
Неувязка высококачественных заемщиков, естественно, есть. Но недозволено заниматься перекладыванием ответственности, идти только по легкому пути.
Я ожидаю слаженной и эффективной работы Правительства и Нацбанка по данной нам задачке.
Другая неувязка – закредитованность, в индивидуальности социально уязвимых слоев населения, повлекла за собой необходимость принятия критичных мер. Вы о этом понимаете.
Эта неувязка получила социальную и политическую остроту.
Поэтому поручаю Правительству, Нацбанку в течение 2-ух месяцев приготовить к внедрению механизмы, которые гарантированно не допустят повторение такого положения.
Недостающая эффективность денежно-кредитной политики становится одним из тормозов экономического развития страны.
Следует обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на применимых аспектах и на длинный срок. Нацбанку до конца года необходимо окончить независимую оценку свойства активов банков второго уровня.
Жетінші. Ұлттық қорды тиімді пайдалану мәселесі.
Ұлттық қор қаражатының ағымдағы мәселелерді шешуге жұмсалуын қысқарту қажет.
Бұл – келешек ұрпақтың қаржысы.
Ұлттық қордың трансферттері бәсекеге қабілетті экономиканы қалыптастыруға бағытталған бағдарламаларды және жобаларды жүзеге асыру үшін ғана бөлінуі керек.
Кепілдендірілген трансферт көлемі екі мың жиырма екінші (2022) жылдан бастап бірте-бірте 2 триллион теңгеге дейін азаюы тиіс.
Қор қаржысын пайдаланудың анағұрлым тиімді инвестициялық саясатын жүргізген жөн.
Үкіметке Ұлттық Банкпен бірлесіп, жыл соңына дейін Ұлттық қордың қаржысына иелік етуді жетілдіру үшін нақты ұсыныстар әзірлеуді тапсырамын.
Сегізінші. Еңбекақы төлеу деңгейін арттыру.
Кен өндіру саласындағы ірі кәсіпорындардың табысы артқанмен азаматтарымыздың жалақысы айтарлықтай өспегенін көріп отырмыз.
Халықтың әлеуметтік жағдайы туралы айтылып отырғандықтан, Үкімет бұл мәселеге қатысты табандылық танытуы керек.
Үкіметке еңбекақы төлеу қорын арттыру үшін жұмыс берушілерді ынталандыру мәселесін пысықтауды тапсырамын.
 
ІV. ӘЛЕУМЕТТІК ЖАҢҒЫРУДЫҢ ЖАҢА КЕЗЕҢІ.
Еліміздің бюджеті екі негізгі мақсатқа бағытталуы тиіс – экономиканы дамыту және әлеуметтік мәселелерді шешу.
Әлеуметтік салада мынадай бағыттарға баса мән беру керек.
Бірінші. Білім беру сапасын жақсарту.
Біздің елімізде еңбек ресурстарының балансын  есепке алудың тиімді әдістемесі әлі күнге дейін әзірленген жоқ.
Шын мәнінде, мамандар даярлаудың отандық жүйесі нақты еңбек нарығынан тыс қалған.
Жыл сайын 21 мыңға жуық мектеп түлегі кәсіби және жоғары оқу орындарына түсе алмай қалады.
Жастардың бұл тобы жұмыссыздар мен маргиналдардың негізін құрайды. Олар амалының жоқтығынан қылмыстық және экстремистік ағымдардың ықпалына түсуде.
Біз оқушылардың қабілетін айқындап,  кәсіби бағыт-бағдар беру саясатына көшуіміз қажет.
Бұл саясат орта білім берудің ұлттық стандартының негізі болуы тиіс.
Экономикамызда техника саласының мамандарына сұраныс өте жоғары, бірақ мүмкіндіктер аз. Кәсіпорындар тиісті мамандарды шетелден шақыруға мәжбүр. Осындай келеңсіз жағдайды жедел түзетуіміз керек.
Қала мен ауыл мектептері арасындағы орта білімнің сапасы алшақтап барады.
Негізгі мәселе – ауылдық жерлердегі білікті преподаватель кадрлардың тапшылығы.
Сондықтан «Дипломмен – ауылға» бағдарламасының аясын кеңейтіп, жұмысты жаңа деңгейде жалғастыруымыз қажет. Үкіметке келесі жылдан бастап осы бағдарламаны қаржыландыруды 20 млрд. теңгеге жеткізуді тапсырамын.
Дарынды ауыл жастарын іріктеп, отандық және шетелдік жоғары оқу орындарына дайындау керек.
Аз қамтылған және көп балалы отбасыларды қолдау үшін Үкіметке Дарынды баланың қабілетін дамытудың жол картасын әзірлеуді тапсырамын.
Үкімет пен әкімдер осындай балалардың үйірмелер мен орталықтарға, жазғы лагерьлерге баруы үшін мүмкіндік жасауы керек.
Енді жоғары білімнің сапасына жеке тоқталғым келеді.
Өз түлектерін жұмыспен қамту жағынан еліміздегі жоғары оқу орындарының жартысы ғана 60 пайыздық деңгейге қол жеткізіп отыр.
Сондықтан олардың санын қысқарту мәселесін қарау керек.
Терең білім берудің орнына диплом сатумен айналысқан университеттеріміз бар екені де жасырын емес.
Бірінші кезекте соларға тыйым салу арқылы біз оқу орындарындағы білім беру сапасын арттыруға күш саламыз.
Білім саласына қатысты тағы бір мәселе – қаржыландырудың біркелкі болмауы және өңірлік басқарудың қазіргі жүйесінің тиімсіздігі.
Білім бөлімдерін басқару және бюджет қаржысын әкімшілендіру функцияларын аудандық деңгейден облыстық деңгейге беру керек.
Білім берудің барлық деңгейінде дербес қаржыландыру тәртібін енгізу қажет.
Тағы бір өзекті мәселе. Бұл – оқулық сапасының төмендігі.
Оқушыларды сапалы оқулықтармен қамтамасыз ету – тиісті министрліктің тікелей міндеті.
Мұғалімдер мен оқытушылардың әлеуметтік жағдайын жақсартпасақ, бұл шаралар жүзеге аса қоймайды.
Сондықтан мен Тамыз конференциясында алдағы төрт жыл ішінде мұғалімдердің еңбек ақысын екі есе арттыруды тапсырдым. Бұл – келесі жылдан бастап ұстаздардың жалақысы 25 пайызға өседі деген сөз.
Особое внимание необходимо уделить  ситуации в науке. Без нее мы не сможем обеспечить прогресс цивилизации. Другое дело, как качественна и эффективна наша наука?
Правительству следует рассмотреть данную делему под углом зрения увеличения уровня научных исследований и их внедрения на практике.
2-ое. Поддержка института семьи и юношества, создание инклюзивного общества.
Пробемы защиты прав малыша и противодействия бытовому насилию должны быть нашим ценностью.
Следует целенаправленно заняться неувязкой высокой суицидальности посреди подростков.
Нам предстоит расписать целостную программку по защите деток, пострадавших от насилия, также их семей.
Особое внимание обязано уделяться семьям, у каких на попечении находятся малыши с ограниченными возможностями. Только по официальной статистике на учете по инвалидности состоит больше 80 тыщ деток.
Правительству следует сделать меры по улучшению мед и публичного сопровождения деток с диагнозом ДЦП.
Необходимо расширить сеть малых и средних центров реабилитации для деток в «шаговой доступности».
Мы должны создавать равные возможности для людей с особыми потребностями.
Я говорил о этом в рамках своей предвыборной платформы. На данный момент поручаю Правительству выделить на данные цели не меньше 58 млрд тенге в течение 3-х лет.
Особого внимания требуют вопросцы укрепления здоровья казахской цивилизации. Принципно развивать массовый спорт посреди всех возрастных групп населения.
Нужно обеспечить доступность спортивной инфраструктуры для детей.
Развитие массовой физической культуры должно стать пирамидой, на вершине которой будут новые фавориты, а у её основания мы получим здоровую, активную молодёжь и, в конечном счете, сильную цивилизацию казахов.
Необходимо законодательное обеспечение этого курса, также принятие Всеохватывающего плана по развитию массового спорта.
2020 год объявлен «Годом волонтера». Животрепещущая неувязка – расширить роль людей, в индивидуальности молодежи, студентов и учащихся в добровольческой деятельности, привить им возможности активной актуальной позиции. Это принципная составляющая часть нашей работы по укреплению штатского общества.
Третье. Обеспечение свойства и доступности мед услуг.
Здесь дают о для себя знать региональные дисбалансы в показателях здоровья населения, в индивидуальности по материнской и младенческой смертности.
Да, этот показатель снижается, но все еще высок и значительно превосходит уровень развитых стран.
Правительству предстоит создать перечень ценностей для всякого региона Казахстана по определенным нозологиям в медицине и ввести экономное финансирование на его базе.
С 1 января 2020 года в Казахстане запускается система неотклонимого общественного мед страхования.
Желаю донести до всех: правительство сохраняет гарантированный размер бесплатной мед помощи.  На его финансирование будет нацелено больше 2,8 трлн. тенге в течение грядущих 3-х лет.
В свою очередь, реализация ОСМС призвана улучшить свойство и доступность мед услуг.
В рамках 3-х летнего бюджета будет ориентировано добавочно больше 2,3 трлн. тенге на развитие системы здравоохранения.
Правительству нужно очень трепетно подойти к вопросцу реализации публичного медстрахования во избежание его очередной дискредитации.
Права на ошибку у нас уже нет.
ТөртіншіМәдениет қызметкерлерін қолдау.
Біз мәдениет саласында жұмыс істейтін азаматтарға жеткілікті түрде көңіл бөлмей отырмыз.
Бұл – ең алдымен, кітапхана, музей, театр қызметкерлеріне қатысты мәселе.
Олардың еңбекақысы соңғы жылдары мүлде көбейген жоқ.
Соның салдарынан мәдениет қызметкерлері, әсіресе жас мамандар жеңілдігі бар тұрғын үй бағдарламаларына қатыса алмайды.
Мұндай ахуал осы кәсіптің беделін түсіріп, лайықты кадрлардың тапшылығы айқын сезілуде.
Келесі жылдан бастап Үкімет мәдениет қызметкерлерінің еңбекақысын көбейтуі тиіс.
Сондай-ақ, білім беру және денсаулық сақтау салаларындағы міндетті әлеуметтік жеңілдіктер мәдениет саласының өкілдеріне де берілуі керек.
5-ое. Дальнейшее развитие системы социальной поддержки.
Государством предпринимаются все меры для поддержки нуждающихся людей.
Но ряд принятых решений были не совершенно выверены.
В итоге мы получили грозный рост патерналистских настроений. За 5 лет численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тыс. человек до больше чем 1,4 млн.
Размер выделяемых из бюджета средств на социальную поддержку с 2017 года возрос в 17 раз и больше.
Другими словами, больше людей предпочитают не работать либо, что еще ужаснее, утаивают свои доходы для получения социальной помощи. Факты получения социальной помощи состоятельными семьями освещались в СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы).
Опять отмечу. Наше правительство по Конституции является соц и поэтому должно делать свои обязательства перед гражданами.
Правительство в своей работе обязано исходить из этого принципа, а резервы необходимо искать за счет сведения на нет всех неэффективных расходов и роста доходов.
Такие резервы, обязательно, имеются. Министерство денег проводит работу по увеличению доходов. Но нужны доп усилия. Например, в отношении таможни.
Елбасы на заседании политсовета партии «Nur Otan» заострил внимание на упорядочение процесса городских закупок. Министерство денег приступило к оптимизации закупок, но необходимы законодательные меры.
Госзакупки таят снутри себя большенный резерв (по некоторым подсчетам до 400 млрд тенге в год), который мог бы пойти на решение острых соцзаморочек..
В 2018 году размер госзакупок составил 4,4 трлн. тенге, из которых 3,3 трлн. тенге или 75% осуществлены неконкурентным способом из 1-го источника.
Пора закрыть эту «кормушку» для чиновников и различного рода «прилипал».
Ворачиваясь к адресной социальной помощи, Правительству следует скорректировать механизм ее выделения, чтобы она стала прозрачной, справедливой, мотивировала к труду, а не к праздному виду жизни. Помощь должны получать те, кто трудится.
В то же время нужно позаботиться о детях из малообеспеченных семей. Для их необходимо ввести гарантированный соцпакет – регулярную помощь детям дошкольного возраста, бесплатное горячее питание для всех школьников, обеспечение их учебными принадлежностями и формой, оплату мед, в том числе стоматологической помощи, возмещение издержек на проезд в городском транспорте.
Все эти меры должны вступить в действие с 1 января 2020 года.
Правительству совместно с НПП «Атамекен» предстоит срочно, в течение месяца, сделать специальную программку вовлечения многодетных матерей в микро и малый бизнес, в том числе на дому.
ШестоеРаздельно желаю заострить внимание на развитие российскей пенсионной системы, в которой накопились грозные трудности.
На текущий момент неувязка дефицитности пенсионных сбережений не настолько осязаема. Но уже через 10 лет ситуация может обменяться. Количество работающих людей, производящих пенсионные скопления, заметно уменьшится, в то время как количество старых людей вырастет.
При всем этом уровень скоплений и вкладывательных доходов, получаемых с пенсионных активов, остается низким.
Поэтому Правительству совместно с Государственным банком следует провести серьезную работу по повышению эффективности пенсионной системы.
Сейчас работающему человеку пользоваться пенсионными скоплениями можно только опосля выхода на пенсию. Но понятно желание людей использовать эти средства еще до выхода на пенсию.
Поручаю Правительству до конца года проработать делему мотивированного использования работающими гражданами части собственных пенсионных скоплений, например, для покупки жилья или получения образования.
В целях оптимизации издержек и улучшения характеристики вкладывательного управления активами поручаю Правительству изучить вопросец консолидации внебюджетной системы публичного обеспечения способом сотворения 1-го публичного фонда и введения 1-го публичного платежа.
 
V. СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ – СИЛЬНАЯ СТРАНА.
В этом направлении нужно сосредоточиться на последующих дилеммах.
1-ое. Повышение эффективности работы местных органов власти.
У людей повсевременно должен быть доступ к местным властям. Это – теорема, но не реальность.
Считаю возможным в качестве пилотного проекта ввести систему оценки популяцией эффективности работы местной власти.
Например, если в итоге опроса или онлайн-голосования больше 30% населения считают, что аким городка или села неэффективен – это основание для сотворения Администрацией Президента специальной комиссии с целью исследования появившейся задачки с внесением соответствующих советов.
2-ое. Реформа системы межбюджетных отношений.
Очевидно, что текущая система межбюджетных отношений не провоцирует акиматы всех уровней к созданию собственной базы развития – малого и среднего бизнеса. Регионы слабо мотивированы на поиск доп источников доходов.
Со грядущего года в распоряжение регионов передаются доп налоговые поступления от МСБ.
Но этого недостаточно. Назрела необходимость пересмотра организации экономного процесса на всех уровнях. Гигантскую роль в данной для нас работе должно сыграть реальное вовлечение населения в формирование местных бюджетов.
Районный, городской и сельский уровни власти должны стать экономически  самостоятельными в решении задач местного значения. Их права, обязанности и ответственность следует правильно урегулировать в законодательных актах.
Третье. Управляемая урбанизация и единая жилищная политика.
Принятые ранее законы «О статусе столицы» и «О особенном статусе городка Алматы» сыграли свою позитивную роль, но на данный момент нуждаются в совершенствовании.
Необходимо расширить компетенции акиматов 3-х самых огромных городов, в том числе и в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования строительного вида.
Большущее количество населения городов республиканского значения это уже не предмет гордости, а основание для обеспокоенности исходя из убеждений полного обеспечения социально-экономических потребностей жителей.
Мы рассматримаем перенаселенность огромных городов и в то же время нехватку человечьих и трудовых ресурсов в таких городках как, например, Павлодар и Петропавловск, где создаются надлежащие условия для приема новейших людей.
Правительство должно принять действующие меры по управлению миграционными действиями.
В своей предвыборной программке я отметил необходимость разработки единой жилищной политики.
Основной принцип – повышение доступности жилища, в индивидуальности для социально-уязвимых слоев населения.
Правительству необходимо сделать единую модель жилищного развития в стране, отойти от практики принятия разрозненных меж собой программ.
Например, в рамках программки «7-20-25», которая сначала предполагалась как соц, средний уровень домашнего дохода заемщика должен составлять около 320 тыс. тенге в месяц. Людям с небольшим уровнем доходов роль в ней оказалось неосуществимым.
Поэтому в этом году по инициативе Елбасы запущена современная программка «Бақытты Отбасы» с льготной ставкой в 2% и исходным взносом 10%. Это весьма выгодные условия.
До конца года не меньше 6 тыс. семей приобретут жилье в рамках данной для нас программки. Поначалу, многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. С 2020 года 10 тыс. таких семей раз в год будут обеспечиваться жильем.
Правительству следует отыскать четкие аспекты для роли в программке и обеспечить ее жесткое администрирование. Поддержка должна предоставляться лишь тем, кто в ней взаправду нуждается.
Мое поручение Правительству – в течение 3-х лет решить задачку предоставления жилья малообеспеченным многодетным семьям, стоящим в очереди. Их у нас около 30 тыс.
Гражданам, которые не располагают доходами для приобретения жилья в собственность, необходимо отдать возможность проживания на аспектах социальной аренды.
На эти цели к 2022 году государством будет выделено выше 240 млрд тенге.
Следует сделать современные меры вовлечения личного бизнеса в эту работу, употреблять механизмы государственно-частного партнерства.
Люди недовольны непрозрачным действием формирования и продвижения очередности при предоставлении акиматами соц квартир.
Правительству до конца года следует создать единую национальную систему учета очередников на арендное жилье, а также на получение льготных жилищных займов по программке «Бақытты Отбасы».
Несмотря на понижение износа коммунальных сетей с 65% до 57%, данный показатель остается наибольшим.
Не считая того, из 78 тыс. многоквартирных домов больше 18 тыс. требуют ремонта.
Необходимо выделить регионам не меньше 30 млрд тенге за два года в виде экономных кредитов на модернизацию и ремонт жилого фонда.
Поручаю Правительству предугадать данный механизм и скрупулезно надзирать эффективность освоения этих средств.
Бюджеты развития регионов к 2022 году превысят 800 млрд тенге.
Поручаю акимам совместно с местными маслихатами обеспечить направление половины этих средств на софинансирование модернизации ЖКХ и решение современных соц заморочек обитателей регионов.
4-ое. Развитие инфраструктуры.
Очевидно, что жители различных регионов страны имеют разный уровень доступа к незапятанной питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре.
Необходимо активизировать работу по нивелированию этого неравенства.
По поручению Елбасы заканчивается стройка первой очереди магистральной сети газопровода «Сарыарка».
Со последующего года будет начата работа по строительству распределительных сетей в городке Нур-Султан и Карагандинской, а в дальнейшем в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях.
На эти цели правительство выделяет 56 млрд  тенге. В итоге больше 2,7 млн. человек получат доступ к природному газу.
В течение следующих 3-х лет будет выделено порядка 250 млрд тенге на обеспечение наших людей незапятанной питьевой водой и услугами водоотведения.
В поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и высококачественная реализация программки «Нурлы Жол».
Это стратегический проект, при помощи которого действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру.
На эти цели до 2022 года правительство вложит больше 1,2 трлн. тенге инвестиций.
Правительство и ранее выделяло огромные средства, но они в подавляющем большинстве ушли в песок, а точнее сказать – в кармашки чиновников, но незапятанной воды, дорог и иной инфраструктуры так и не хватает.
 
На данный момент Правительство и Парламент, вместе со Счетным комитетом должны обеспечить абсолютную эффективность использования экономных средств.
Правительству необходимо активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного дела к природе. Здесь одобрения заслуживает кампания «Бірге – Таза Қазақстан!», которую нужно продолжить.
Парламенту предстоит обсудить и принять современную редакцию Экологического кодекса.
В целом Правительство в будущий период должно повысить эффективность своей деятельности. Казахстанцы ждут определенных результатов.
 
Құрметті отандастар!
 
Біз елімізді реформалаудың жаңа кезеңіне қадам бастық. Осы маңызды міндеттерді сапалы орындауымыз керек.
Еліміздің әрбір тұрғыны оң өзгерісті сезінуі тиіс.
Мен мемлекеттік органдардан жұмысты жедел атқарып, нақты нәтижеге қол жеткізуді талап етемін.
Реформаны тек реформа үшін жүргізуге жол берілмейді.
Әрбір министрде және әкімде нәтижелі жұмыстың негізгі көрсеткіштерінің тізімі болуы тиіс.
Сол арқылы олардың нақты мақсатқа қол жеткізу деңгейі анықталады.
Үкімет мүшелеріне, мемлекеттік органдар мен өңірлердің, мемлекеттік компаниялардың және мекемелердің басшыларына тиісті реформаның жүзеге асырылуы үшін дербес жауапкершілік жүктеледі.
Осыған байланысты, жақында тиісті Жарлыққа қол қойдым. Бұл Жарлықтың аясында елдегі ахуал, соның ішінде аймақтардағы халықтың жағдайы сауалнама негізінде нақты бағаланатын болады.
Үкіметтің әлеуметтік және экономикалық саясатқа жауапты құрылымдары қоғамның қажеттіліктеріне сәйкес алдын-ала нақты жұмыс жүргізуі қажет. Бұл үшін бақылау, талдау және болжау жүйесін неғұрлым  күшейту керек.
Сондықтан депутаттарымыздың өтінішіне орай Парламент жанынан Заңнаманы зерделеу және сараптау институтын құру жөнінде тапсырма беремін.
Аталған құрылым заңдарымыздың сапасын арттыруға ықпал етуі тиіс.
 
Қадірлі қазақстандықтар!
 
Халқымызды толғандыратын барлық мәселелер бізге белгілі.
Осыған орай, ахуалды жақсарту үшін іс-қимыл жоспары әзірленіп жатыр.
Бізге зор жауапкершілік жүктеліп отыр.
Мен ел тағдырына жаны ашитын әрбір азаматқа зор сенім артамын.
Қазақстан – ортақ шаңырағымыз!
Мен бәріңізді мерейлі мекенімізді өркендетуге үлес қосуға шақырамын!
Сындарлы қоғамдық диалог – татулық пен тұрақтылық негізі.
Ұлы Абай өзінің алтыншы қара сөзінде «Бірлік – ақылға бірлік» дегенін білесіздер.
Елбасымыздың «Ел бірлігі – ең асыл қасиет» деген қанатты сөзі – біздің айнымас қағидамыз.
Береке мен бірлік, ақыл мен парасат халқымызды үнемі алға бастап келеді.
Бағытымыз – айқын, жолымыз – ашық.
Бәріміз бірге болсақ, еліміз бұдан да зор табысқа жетеді деп сенемін!
Баршаңызға амандық, табыс тілеймін.

Оцените статью
"АО"Темир-Кредит" Адрес: Республика Казахстан, 050008 Алматы, проспект Абая, 68/74. Телефон: +7 (727) 258 78 88 ИНН (РНН): 600 700 053 751 Лицензия АФН РК №103
info@temirbank.kz
+7 (727) 244-60-60
Онлайн консультант