Корпоративное управление как недостаток банковской системы РК

Смогут ли банки сделать лучше состояние корпоративного управления, чтобы развиваться дальше


«Мы выделяем ряд недостатков в практике менеджмента и корпоративного управления, которые в числе остального приводили к неплатежеспособности банков в странах СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР). Эти недостатки включают непрозрачную структуру принадлежности; бизнес-модель, предполагающую упор на быстром росте бизнеса с неустойчивым уровнем маржи; частую смену менеджмента; чрезмерное кредитование связанных сторон. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что в банках, предпосылкой неплатежеспособности которых стали недостатки корпоративного управления, часто появлялись конфликты интересов, в индивидуальности если акционеры участвовали в управлении текущей деятельностью, что в некоторых вариантах усугубляло недостатки практики менеджмента», – говорится в отчете «Недостатки системы корпоративного управления как одна из событий неплатежеспособности банков в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) и СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР)», расположенного S&P Global Ratings в октябре 2014 и не теряющего актуальности спустя 5 лет.
О том, что в банковском секторе Казахстана не довольно что поменялось в плане риск-менеджмента и корпоративного управления, свидетельствует свежий отчет Moody’s, датированный июлем 2019: «Мошеннические операции и ухудшение валютного положения, обусловленное низким качеством корпоративного управления, привели к закрытию ряда банков. Угрозы, обусловленные критической зависимостью бизнеса от головного акционера или управляющего, а также с операциями со связанными сторонами в банках СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР) выше, чем где бы то ни было». По оценке агентства, кредиты аффилированным сторонам в БВУ стран СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР) в среднем составляют 50% базового капитала и 8% кредитного портфеля. Броско, что в аналогичном отчете за 2011 год агентство констатировало, что на конец 2010 средний уровень кредитов, выданных банками СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР) связанным сторонам, составил 50% от акционерного капитала и 10% от общего размера кредитов. Как видно из перечисленных исследований, за девять лет в ситуации с кредитованием инсайдеров не довольно что поменялось.
Неувязка в том, что корпоративное управление в Казахстане не только лишь только в банках, но и в целом в корпоративном секторе употребляется достаточно формально и не надо владельцами бизнеса. Базы корпоративного управления закладывались на заре гос экономики принятием закона о акционерных обществах. Крайнее его кардинальное обновление состоялось в 2003. В 2005 по инициативе АФН, выполнявшего на тот момент функции регулятора валютного рынка, был разработан и рекомендован листинговым компаниям модельный Кодекс корпоративного управления. Правительство ложило надежды, что бизнес дальше будет сам развивать и облагораживать образцы корпоративного управления, оглядываясь на мировую практику. Но этого не вышло. С момента принятия последнего документа угрозы валютного сектора выросли, но ничего новейшего, отвечающего на эти вызовы, не появилось.
Как отмечают спецы, выступающие на публичных площадках, модельный кодекс устарел и просит если не написания заново, то обновления с учетом событий, произошедших за эти годы. Основное мировое событие – одобрение странами G20 в 2015 общих принципов корпоративного управления, к которым Казахстан до сих пор не присоединился. По той причине, что нет начинателя, который занялся бы решением этого вопросца. Задачка не относится к компетенции правительства, а бизнес-ассоциациям тема почему-то не интересна.
Причина формального корпоративного управления в банках и их незаинтересованности по-настоящему двигаться в данной области связана с особой моделью банковского бизнеса. Практически все БВУ, в индивидуальности это касается малеханьких игроков, по сути, «карманные» и обслуживают интересы хозяев и связанных с ними сторон. Главной стратегией последних лет был быстрый рост. В тучные времена высокая кредитная динамика давала возможность скрывать плохие кредиты в массе растущего кредитного портфеля. Снижение размеров кредитования обнажило задачки связанных сторон, плохую работу кредитных комитетов и риск-менеджмента, слабость внутренних корпоративных институтов, задачка которых – отстаивать проф суждение рисковиков.
Выяснилось, что в корпоративное управление в Казахстане вкладывается иной смысл, чем принято во всем мире. Классика корпоративного управления заключается в защите прав акционеров, в том числе от неправомерных действий менеджмента. В нашей стране последние деяния (отзыв лицензий нескольких банков и оказание валютной помощи отдельным организациям) показали, что защита нужна миноритариям и вкладчикам – от действий владельцев банков.
Председатель совета АФК Лена Бахмутова считает, что корпоративное управление будет действующим в случае, когда в организации покажутся несколько акционеров с большенными частями принадлежности. При всем этом акционеров не номинальных, а реальных, которые придут не для имитации большущего количества, а вложат средства и захочут получить возврат. Миноритарии, обычно не весьма посвященные в индивидуальности законодательства, не до конца соображают процедуры и не находятся достаточным количеством голосов на собраниях, не помогают АО. Тогда как огромные акционеры должны быть заинтересованы в защите собственных прав и в равноправии всех сторон. Паритет достигается через институт независимых директоров.
К банкам предъявляются завышенные требования по корпоративному управлению, они взаимодействуют с заемными средствами и являются проф финансовыми посредниками. К тому же у БВУ есть потребность привлекать долговой капитал, а образцы корпоративного управления – глобальная практика. По словам Бахмутовой, самый большенный вызов для казахстанских компаний – умение соответствовать принципам и доказывать достаточную степень приверженности им, а не просто формально созодать образцы.
Сейчас в АФК обсуждаются новые требования по системе управления рисками в валютных организациях. Одна из основных тем – подтверждение соответственного уровня корпоративного управления. Но также назрели более ответственная и жесткая позиция регулятора в вопросце развития корпоративного управления и активная инициативность по этому вопросцу со стороны банков. Пока же регулирование валютного сектора развивается с позиций внешнего контроля. Напомним, что с января этого года НБ РК практикует риск-ориентированный надзор, имеющий фактически неог­раниченные способности по оценке характеристики валютного сектора.

Оцените статью
"АО"Темир-Кредит" Адрес: Республика Казахстан, 050008 Алматы, проспект Абая, 68/74. Телефон: +7 (727) 258 78 88 ИНН (РНН): 600 700 053 751 Лицензия АФН РК №103
info@temirbank.kz
+7 (727) 244-60-60
Онлайн консультант