Бизнес должен идти по «манхэттенской тропе»

Смогут ли городские меры поддержки решить трудности МСБ и почему необходимо оценивать их эффективность

Бизнес должен идти по «манхэттенской тропе»
По подготовительным данным Комитета по статистике Министерства гос экономики Казахстана, часть малого и среднего бизнеса в ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства) страны за 2018 год составила 28,3%, что на 3,2% выше показателя 2017 года. Но при всем этом существенно ниже, чем в странах с развитой экономикой, говорится в отчете НПП «Атамекен» за 2018 год о развитии малого и среднего предпринимательства в РК.
Тем не наименее до 2050 года Казахстан желает прирастить удельный вес МСБ в валовой добавленной цены до 50%. С данной целью правительство разрабатывает комплекс мер для поддержки данного сектора и улучшения аспект для ведения бизнеса.
Не считая этого, поначалу сентября глава страны Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана поручил правительству сделать законодательную базу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Соответствующие поправки в законодательство вступят в силу уже со следующего года. Вместе с тем, по заявлению первого заместителя премьер-министра – министра средств Казахстана Алихана Смаилова, бюджет страны от введения налоговой амнистии для бизнеса растеряет больше 200 млрд тенге.
Смогут ли эти и другие городские меры поддержки решить трудности МСБ и почему необходимо оценивать их эффективность, корреспонденту «Капитал.kz» поведали спецы.
Какие задачки встают перед МСБ?
По воззрению общественного деятеля и предпринимателя Ерлана Стамбекова, ранее возглавлявшего Региональный совет Палаты предпринимателей Алматы, главными неуввязками малого и среднего бизнеса остаются доступность к дешевеньким кредитным ресурсам, также зарегулированное налоговое законодательство, которое просит от предпринимателей доп издержек на бухгалтеризацию.
«Что на самом деле быть не должно, – гласит Ерлан Стамбеков. – Плюс очень много сложностей, связанных с разрешительными системами, например, на стройку каких-то объектов, их узаконение и так далее». На взор предпринимателя, проводимых в настоящее время городских мер недостаточно, чтобы упростить «сероватые» схемы.
Не считая того, по его словам, необходимо расширять патентную практику. «Что такое патент? Это форма налога и разрешение на деятельность сходу. Все другое, что зарабатывает предприниматель, должно оставаться в его ведении», – считает эксперт. По его убеждению, таковая практика разрешит вывести бизнес из тени.
Вместе с тем все озвученные задачки нужно решать немедля.
«К огорчению, при нашей централизации власти эти вопросцы не могут быть урегулированы даже на уровне акима города, а только на уровне правительства, парламента, и все это уходит в долгие дискуссии. Из-за этого наше законодательство по-прежнему отстает от текущих реалий экономики», – констатирует предприниматель.
Помогают ли госпрограммы решить эти задачки?
Партнер Глобального союза франчайзинга Бекнур Кисиков, по совместительству председатель комиссии по предпринимательству Общественного совета Алматы, поначалу 2000-х годов своими руками участвовал в составлении неких городских программ поддержки и развития МСБ. Поэтому в их полезности он не колеблется.
«Отменная программка – готовое управление и план на наиблежайшее время, – отмечает Бекнур Кисиков. – Но сколько этих программ кануло в Лету. И время от времени складывалось воспоминание, что программки писались ради галочки, чтобы отчитаться. А, может быть, и ради бюджета. При всем этом они могли противоречить друг дружке».
По его словам, во всех программках должна быть преемственность. «Ведь одно дело – написать их. Другое – ввести, следовать плану, получить результаты. Еще хотелось бы почитать обзор эффективности», – подчеркивает  спикер.
Не считая того, он убежден, что при составлении программ стоит учитывать так называемую «манхэттенскую тропу». «Это тропа краснокожих, по которой 1-ое время колонисты строили свои дороги. Так же и у предпринимателей есть своя незримая нейросемантическая сеть, которую время от времени недозволено объяснить или прописать в документе», – уточняет эксперт.
С его точки зрения, если бизнес работает успешно, платит налоги, то не стоит мешать этому процессу в угоду каким-то пафосным мегапроектам. Когда предприниматель идет по своей тропе, ему необходимо помогать обустроить эту дорогу, облегчая налогообложение, снижая административные барьеры, а не препятствовать.
«Программка должна быть жив и отвечать чаяниям малого бизнеса, но никак не бюрократическим мандатом», – подмечает Бекнур Кисиков, приведя в пример крупнейшие столицы мира, в которых правительство делает место для развития личного предпринимательства, начиная от подземных переходов, заканчивая фешенебельными отелями.
В то же время он не исключает, что некоторые программки могут спровоцировать иждивенческие настроения.
Совместно с сиим валютный эксперт Расул Рысмамбетов считает, что теоретически любые программки поддержки МСБ из городского кармашка в главном обосновывают, что правительство не в состоянии сделать пригодную конъюнктуру, поэтому приходится созодать исключения для бизнеса.
«Но в нашем случае, быть может, и нужно помогать МСБ – как это принято во многих странах. Собственного рода это городской венчурный фонд», – разъясняет он.
По словам финансиста, независимо от того, сколько в Казахстане действует на сей день программ, повсевременно будет существовать потребность в новейших.
«Но есть условие: перед запуском очередной программки необходимо проанализировать и публично объявить ошибки прошедших, чтобы была возможность учесть и поправить все погрешности, также понять, на какой сектор МСБ они ориентируются», – подчеркивает Расул Рысмамбетов. В связи с тем, что городские программки – это временный инструмент, на взор специалиста, гласить о их эффективности можно только опосля тщательной проверки и аудита.
«Несмотря на то, что существует дублирование, даже я бы произнес, конкурентность одной госпрограммы с другими, это часто идет на пользу бизнесу», – добавляет валютный эксперт.
Общественный деятель Ерлан Стамбеков также считает, что действующие программы необходимо подвергать ревизиям, чтобы видеть, как они соответствуют животрепещущим тенденциям.
«Если вчера бизнес носил один характер, то на данный момент с развитием технологий, цифровизации он стремительно меняется. Как надо, и программки поддержки должны приспособиться к текущим условиям», – отмечает он.
По утверждению спикера, чтобы программки не отставали и не дублировали друг друга, государству необходимо поначалу отыскать приоритетные секторы развития малого и среднего бизнеса в городах и регионах, где эти программки будут носить четкий адресный нрав.
«Нужно установить целевые свойства и их постоянный мониторинг. А раз ведется мониторинг, как надо, предприниматель должен пройти определенное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), обдумывать и иметь один и тот же глоссарий, в том числе и с теми, кто эти программки вводит. Естественно, все это должно происходить вкупе с экспертным обществом, в том числе с неправительственными организациями и отраслевыми ассоциациями», – дополняет Ерлан Стамбеков.
Есть ли приоритетные отрасли для МСБ?
По словам Бекнура Кисикова, приоритетными для МСБ являются те сектора, которые наращивают занятость, делают качественный продукт и добавленную стоимость, также имеют экспортный потенциал.
«Мы могли бы непревзойденно продвинуться на транзитном потенциале страны и внутреннем туризме. И если бы мы еще развили всю придорожную инфраструктуру, как это сделали в свое время америкосы, то привлекли бы создание большущего количества компаний и, соответственно, новейших рабочих мест», – уверен глава комиссии по предпринимательству Общественного совета Алматы. Не считая этого, он лицезреет перспективы в продовольственном секторе и животноводстве.
Предприниматель Ерлан Стамбеков находит приоритетной сферу услуг. «Если мы говорим о городах, это отрасли, связанные с ГЧП, иными словами обслуживанием госсектора. В сельском регионе это переработка сырья, другой сельхозпродукции. Создание строй материалов – это тоже очень пригодный сектор для развития, который влияет на ценообразование на рынке недвижимости», – перечисляет он.
Меж тем финансист Расул Рысмамбетов считает, что особых ценностей в сфере МСБ не существует. «Ценность малого и среднего бизнеса состоит непосредственно в том, что он должен быть везде: от пищевой промышленности до военно-промышленного комплекса», – уточняет он.
Снижение налоговой перегрузки для МСБ – стимул или риск?
По словам такового же Бекнура Кисикова, МСБ на данный момент испытывает не самые лучшие времена, поэтому меры по его стимулированию благотворно скажутся на развитии предпринимательства в Казахстане. «Самое основное – не мешать его естественной эволюции», – подчеркивает он.
В свою очередь Расул Рысмамбетов подтверждает, что на данный момент у людей страны сходу покажется стимул не только лишь только начать новейший бизнес, ну и инвестировать в продвижение работающего бизнеса. «Естественно, я слышал опасения по уходу МСБ от налогов. Но сбор налоговых поступлений у нас снижается не потому, что все повально уходят от уплаты, а потому что с каждым деньком заниматься предпринимательством становится все наиболее рискованно и невыгодно», – разъясняет валютный эксперт.
Вместе с тем предприниматель Ерлан Стамбеков обеспокоен, что объявленные моратории носят поверхностный нрав, в то время как программка развития малого и среднего бизнеса должна быть глубочайшей и одобрена предпринимательским обществом, что в перспективе создаст базу долговременной программки инвестиций в развитие экономики со стороны страны и личного сектора.
«Нужно правильно отыскать ценности и уже в их ясно прописать виды деятельности, которые освобождены от налогов либо не освобождены, и какие льготы, кому и где предусмотрены», – заключает он.

Оцените статью
"АО"Темир-Кредит" Адрес: Республика Казахстан, 050008 Алматы, проспект Абая, 68/74. Телефон: +7 (727) 258 78 88 ИНН (РНН): 600 700 053 751 Лицензия АФН РК №103
info@temirbank.kz
+7 (727) 244-60-60
Онлайн консультант