Меирбек Мажитов: Необходимо изменить подход в управлении вузами

Президент СДУ о качестве образования и общемировых трендах специальностей

Меирбек Мажитов: Необходимо изменить подход в управлении вузами

Одним из основных обстоятельств экономического и публичного развития страны является человеческий капитал. Вместе с тем в эру информационных технологий на глобальных рынках труда ценность больше отдается спецам с техническим образованием. Казахстан также заинтересован в подготовке таких кадров, о чем свидетельствует увеличение числа грантов на их обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) (педагогический процесс, в итоге которого учащиеся под управлением учителя завладевают познаниями, умениями и способностями) в высших учебных заведениях страны. Но устаревшие традиционные подходы в российскей системе образования еще не до конца израсходывали себя. О том, почему вузам необходимо постоянно приспособиться к условиям рыночной среды и быстро реагировать на происходящие в ней конфигурации, в интервью корреспонденту центра деловой инфы Kapital.kz произнес президент института им. Сулеймана Демиреля (СДУ) Меирбек Мажитов.

— Меирбек Сабырович, хотелось бы поговорить о проблемах, которые сейчас есть в казахстанских институтах.

— Мы понимаем, что на постсоветском пространстве институты управлялись по другому по сравнению с сегодняшними тенденциями. Естественно, для того времени это была мощная инфраструктура, подготовка кадров; была плановая экономика; институты готовили экспертов по госзаказу, было взаправду грозное взаимодействие. Но это было при Российском Союзе, когда работала единая экосистема. На данный момент же существует острая потребность как для городских, так и личных вузов во внедрении современных подходов, взращивании качественного человеческого капитала, обновлении контента образовательных программ, изменении всех подходов по управлению институтами, привлечению передовых экспертов. Все эти тенденции молвят о том, что в настоящее время предъявляются более высокие требования к каждой определенной личности.

Все прежние традиционные подходы канули в Лету, поэтому что время диктует свои правила, поэтому необходимо быстро и гибко реагировать на происходящие конфигурации. Нужно правильно приспособиться к меняющейся конъюнктуре рынка и держать руку на пульсе глобальных трендов.

— Какие плюсы и минусы образовательных реформ в высшем образовании Казахстана вы хотели бы выделить?

— Если обратиться к августовской конференции, глава страны отметил насущные препядствия, имеющиеся в сфере высшего образования. Так, он выделил, что правительству следует детально изучить вопрос цены городских грантов, их адекватности современным реалиям.

Взаправду, я могу сказать, что на сегодняшний день выделенные городские гранты в размере 342 тыс. тенге недостаточно покрывают расходы на 1-го студента. Одним из минусов в системе образования является этот фактор.

В то же время весомым подспорьем сделалось увеличение суммы грантов на ІТ-специальности до 640 тыс. тенге.

2-ой минус заключается в том, что у высших учебных заведений до сих пор нет инструментов для определения количества грантов и самостоятельного выбора, также возможности участвовать в конкурсном отборе. Такого механизма по сей день не существует. На мой взгляд, как раз нужна реформа в механизмах соразмерного выделения грантов.

Из плюсов могу отметить выделение государством валютных средств для привлечения забугорных экспертов в топ-менеджмент вузов. Такая поддержка со стороны страны открывает вузам перспективы для развития.

2d44e6b5230b2aa852cec0412df.JPG

— Как мы помним, одна из 5 соц инициатив, озвученных в прошедшем году Первым Президентом Казахстана, задела вопроса роста доступности и характеристики высшего образования. Меирбек Сабырович, расскажите, какая работа проводится в этом направлении?

— Нужно отметить, что в прошедшем году наш институт принял новейшую стратегию развития на ближайшие 5 лет. Одним из основных векторов направления данной стратегии стал процесс интернационализации института, который влияет на главные составляющие характеристики образования: учебные программы, образовательный процесс и свойство самого выпускника. Можно сказать, что это интеграция в международное академическое общество научной, преподавательской и студенческой деятельности.

Также нашим институтом по вопросам роста доступности и характеристики высшего образования проводится планомерная работа по академической мобильности. Таким образом, студентам предоставляется возможность ср
азу получить образование в нашем институте и приобрести опыт доп компетенций, обучаясь за рубежом.

Не считая того, студенты СДУ получают зания в рамках международного проекта «Erasmus+». Это такая некоммерческая программа Евро союза по обмену студентами и преподавателями меж институтами стран Евросоюза, которая предоставляет возможность обучаться, проходить стажировку либо преподавать в другой стране. СДУ с 2015 года является ее участником. В настоящее время выше 20 студентов приняли роль в программе «Erasmus+» и прошли обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) (педагогический процесс, в итоге которого учащиеся под управлением учителя завладевают познаниями, умениями и способностями) в ведущих институтах Франции и Великобритании.

Вкупе с этим по программе академической мобильности в текущем году прошли обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) (педагогический процесс, в итоге которого учащиеся под управлением учителя завладевают познаниями, умениями и способностями) порядка 80 студентов в институтах Кореи, Китая, Прибалтики, Малайзии.

Немаловажную роль играет в этом направлении и профессорско-преподавательский состав. Ввиду развития интернационализации одним из главных ценностей, оказывающих действие на свойство образования, является приглашение забугорных профессоров, поэтому на этот учебный год мы поставили задачу привлечь гостевых спикеров на хоть какой факультет. В прошедшем году в топ-менеджмент института уже были приглашены забугорные спецы из института Бирмингема.

Не считая этого, хотелось бы упомянуть, что на данный момент мы внедряем Европейскую систему взаимозачета кредитов ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System). Ее введение является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. ECTS представляет из себя инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость размера изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций. Как надо, сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые при условии их успешного окончания засчитываются как пройденный материал в своем институте. Кредиты отражают размер работы, требующийся для окончания всякого курса, по отношению к общему размеру работы, подходящей для программы полного академического года, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты.

— На данный момент на рынке больше необходимы технические специальности, что является общемировым трендом, на которые правительство выделяет даже доп гранты. Какова толика выпускников с технической специальностью, к примеру, в вашем институте?

— На сегодняшний день наш факультет «Инженерия и естественных наук» является фаворитным в стране по подготовке IТ- экспертов, где обучаются более 1500 студентов. По статистике этого года, мы получили 765 городских грантов, из их 502 — ІТ-специальности, 192 – педагогические специальности. За прошедший учебный год 1155 обладателей городских грантов выбрали наш институт по IT- и педагогическим специальностям.Также хочется отметить, что мы не только лишь только используем республиканские гранты, мы начали тесно взаимодействовать и с местными исполнительными органами для привлечения грантов. Так, в этом году акиматом Алматинской области было выделено 10 грантов на подготовку технических экспертов.

— В списке министерства труда значатся 100 самых подходящих профессий, из их выделяются инженеры по 3D-моделированию и дополненной реальности, беспилотных авиационных систем, архитекторы и проектировщики «умного» градостроительства и так далее, обучаете ли вы по таким специальностям?

— Да, наши спецы постоянно глядят за прогнозами футурологов, и некоторые элективные дисциплины из вышеназванных специализаций уже в течение нескольких лет внедряются в образовательную программу СДУ. У нас есть некое количество лабораторий, где проводятся практические курсы по 3D-моделированию, программированию, робототехнике, аналитике данных, Big Data, Data Science, машинное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) (педагогический процесс, в итоге которого учащиеся под управлением учителя завладевают познаниями, умениями и способностями), искусственный разум.

Фактически в прошедшем году стартаперы СДУ презентовали публике обучающее мобильное приложение для детей с применением дополненной реальности Zhanuar 4D. Также одним из ноу-хау-проектов, которые разработали наши студенты, сделалось современное интеллектуальное устройство для
передачи данных с устройств учета энергоресурсов в обслуживающие компании.
ba5ebc0b2b53356b19542a4b29c.JPG

— Как часто в вашем институте открываются новые специальности?

— В нашем институте нередко открываются новые специальности. Например, в 2017 году мы открыли педагогическую специальность «Химия-биология». В этом году ввели специальность «Математическое и компьютерное моделирование», которая разработана для тех, кто хочет учить эту область в анализе прикладных заморочек. Вместе с тем у нас открываются дисциплины по Digital-маркетингу. Также в настоящее время мы начали работать над созданием института Аdvisory Abroad. Там мы планируем ввести людей из индустрии и рынка, которые могли бы обсуждать с нами вопросы учебной программы о том, какие инновации сейчас есть, какие спецы пользуются спросом. Думаю, это очень принципный критический фактор, потому что конкурентоспособность института определяется востребованностью его выпускников.

— Какова статистика учащихся в СДУ и в чем заключается специфика вашего образования?

— В нынешнем году наш институт выпустил 779 человек. Из их 627 получили дипломы по программе бакалавриата, 145 – по программе магистратуры и семеро закончили программу докторантуры. В прошедшем году по результатам ЕНТ 5000 абитуриентов набрали выше 100 баллов, из их 1170 (23%) поступили в СДУ. Это показало, что средний балл по ЕНТ поступивших к нам студентов составил 107 баллов. Одной из особенностей СДУ будет то, что 85% наших студентов получают образование на английском языке.

— Вы ведете некоторый учет по трудоустройству ваших выпускников?

— Естественно, мы раз в год мониторим трудоустройство собственных студентов. Если сейчас у нас насчитывается более 5000 выпускников, то, согласно проведенному нами исследованию, 78% из их трудоустраиваются в 1-ые 4 месяца после выпуска. На сегодняшний день мы знаем, что наши бывшие студенты работают как на русском, так и на мировом рынках труда. Не считая этого, мы гордимся, что выпускники СДУ стали необходимы в таких огромных международных компаниях как Amazone, Booking, EPAM, Google, Yandex.

— Что было сделано в рамках объявленного Елбасы Года молодежи?

— В рамках Года молодежи наши студенты, во-первых, возглавили Альянс студентов Алматинской области; во-вторых, развивают волонтерское движение вне института при партнерстве с Лигой Волонтеров; в-третьих, ведут благотворительную деятельность. Не считая того, на базе института работает Технопарк, где мы проводим различные форумы республиканского и международного уровня. Фактически в этом году совместно с Международной технологической компании Here провели Хакатон, где команда инженерного факультета выиграла путевку в летний IT-лагерь Польши. Также под эгидой года молодежи на базе института состоялась 1-ая сессия проекта Sana Talks с ролью 160 директоров школ 5 районов Алматинской области, которые прошли обучающие тренинги.

Оцените статью
"АО"Темир-Кредит" Адрес: Республика Казахстан, 050008 Алматы, проспект Абая, 68/74. Телефон: +7 (727) 258 78 88 ИНН (РНН): 600 700 053 751 Лицензия АФН РК №103
info@temirbank.kz
+7 (727) 244-60-60
Онлайн консультант