Призрак нового пузыря: почему убыточные компании стали стоить миллиард

Технологические компании так называемой новейшей экономики много лет попорядку не приносят прибыли и сжигают средства, но тем не наименее оцениваются в миллиардов баксов. Почему так происходит, сколько продлится и к чему приведет?


Рыночные аналитики 10-ки лет воспользовались обыкновенными показателями для оценки компаний: выручка, EBITDA, price to equity и др. За прибыльные платили больше, за убыточные меньше. И вдруг мир сошел с мозга. В технологические компании так называемой новой экономики, которые много лет попорядку жгут средства и не приносят прибыли, выстроилась очередь инвесторов, готовых брать части по оценке в миллиардов баксов. Примеров много — Crowdstrike, Slack, Uber, Grubhub. Почему это происходит?
На 1-ый взор повинны венчурные фонды. Они входят в капитал по больше высочайшей оценке и делают пирамиду, раздувая размер собственных частью от раунда к раунду и временами даже не до конца понимая, в которой продукт инвестируют. Колоритное тому подтверждение — Theranos, пообещавший миру технологию суперинформативного неинвазивного анализа крови (внутренней средой организма человека и животных), для которого достаточно микропробирки. За Элизабет Холмс, основательницей компании, как за гамельнским крысоловом, пошли крупнейшие инвесторы Кремниевой равнины. По сути у стартапа не было не только лишь бизнес-модели, да и продукта. Но таких скандальных историй единицы, а вот успешных кейсов намного больше.
Молодые компании отдают пользователям качественные, дорогие продукты безвозмездно или за очень мелкие средства. Когда такие игроки приходят в традиционную индустрия, цены снижаются: дешевеет такси, стремятся к нулю стоимость доставки из магазина и банковские комиссии. И кажется, эти стартапы должны разориться, предварительно разорив конкурентов, но они продолжают развиваться, привлекать юзеров и расти в цены.
Обыденные оценки бизнеса не работают в новой экономике, потому что это экономика большущих чисел. Текущими затратами для новейших компаний стают так называемые sunk cost — расходы на разработку, которые сделаны и уже фундаментально не влияют на операционные результаты бизнеса. Это как расходы на драгоценное образование, когда ты один раз издержал средства, а дальше получаешь только доход.
Стоимость самой дорогой разработки растворяется, когда речь идет о возможности выйти со своим продуктом на миллионную и даже миллиардную аудиторию меньше чем за год. Всего за недельку число игроков Apex Legends выросло с нуля до 25 млн. У Facebook 2,7 млрд юзеров. Это в два раза больше населения Китая. Никогда в истории у компаний не было возможности масштабировать продукты с таковой скоростью.
На данный момент это может быть благодаря технологиям, новой инфраструктуре и экосистемам. Чтобы продавать цифровой продукт все большему числу юзеров, например в App Store, не нужно вкладывать большие средства в создание. Лучшие финтехи — Rоbinhood, Revolut, Monzo, BNext — привлекают по 500 000, 1 млн юзеров в год.
Однажды сделанные издержки на разработку уже не беспокоят команду, ее главные траты — на маркетинг. А главные свойства — стоимость за вербование пользователя и динамика роста. Новые компании гонятся не за прибылью, а за ростом поначалу и, если повезет, за unit-экономикой. Сколько средств стартап тратит, чтобы привлечь пользователя в свой сервис? Как длительно может его удержать? Как быстро растет аудитория продукта? Аналитики все пореже приходят к стартапам с вопросцами про EBITDA и все почаще — про рост и стоимость вербования клиента и ценность, которую этот клиент приносит. Самую гигантскую оценку получает не тот, кто может показать прибыль, а тот, кто указывает рост и успешную бизнес-модель на отдельном пользователе.
Принципиально обдумывать, что unit-экономика не становится положительной в один денек. Но новенькая экономика и не глядит на бизнес в моменте. Стоимость компании определяется будущим, а не настоящим. Facebook набирал юзеров и долгое время не знал, как будет их монетизировать. Числа Uber смогут сойтись в момент, когда получат распространение роботакси. А Beyond Meat, чьи акции есть у каждой американской домохозяйки, растет на вере в то, что в один момент идейное вегетарианство станет массовым.
Вернутся ли инвесторы к обыденным взорам и начнут ли пробовать оценить новейшие компании по EBITDA и прибыли? Традиционные метрики не подступают для масштабирования такого уровня, они не учитывают экосистемный эффект, когда некоторые сервисы предлагаются безвозмездно и окупаются за счет других. Ну и EBITDA неприменима к быстрорастущему бизнесу, который все заработанные средства заносит в рост.
Это пузырь? Быть может. Лопнувший пузырь доткомов оставил нам веб. А новые бизнес-модели технологических компаний оставят структуру экономики, которая полностью различается от того, что мы лицезрели даже 10 годов назад.
Алан Ваксман, Forbes Contributor

Оцените статью
"АО"Темир-Кредит" Адрес: Республика Казахстан, 050008 Алматы, проспект Абая, 68/74. Телефон: +7 (727) 258 78 88 ИНН (РНН): 600 700 053 751 Лицензия АФН РК №103
info@temirbank.kz
+7 (727) 244-60-60
Онлайн консультант